BAROчные игры, или Насколько мы порочны

(Французский костюм эпохи Людовика XIV: зарисовки)

Взглянув поближе на моду при дворе Людовика XIV, я не ожидала, что найду столько общего с модой XXI века. Так ли далека от нас культура барокко, как показывает наш календарь? Что у нас может быть общего? Намного больше, чем вы можете представить!

С чем у вас ассоциируется барокко? Наверняка с дамами в пышных нарядах с бесчисленными украшениями; с кавалерами, обязательными атрибутами которых были объемные парики, белые чулки и обувь на каблуке. Вы обязательно вспомните роскошную архитектуру зданий с огромным количеством херувимов, завитков, картин, зеркал и других предметов, характерных для той эпохи.

Мы не подозреваем, но в нашей жизни до сих присутствует барокко — правда, со временем его черты видоизменились. Почему мы этого не замечаем? Все просто: мы находим новые и новые слова, чтобы наделить уже существующее свежим актуальным определением.

Чтобы все встало на свои места, следует напомнить, что представляли собой модные Париж и Версаль при Людовике XIV.

2

Барокко – сплошной праздник;  лето, наполненное яркими, вызывающе роскошными красками. В то время при европейских дворах царили фривольные нравы и обычаи. Историки затрудняются ответить, сколько было неофициальных фавориток у Людовика (официальных у него было четыре).

Двор Короля-Солнце представлял собой спектакль, в котором каждый играл свою роль. Придворные добивались благосклонности Его Величества в надежде заполучить лучшее место, и частенько при помощи заговоров, интриг и сплетен достигали небывалых высот.

Барокко во Франции – это еще и театр патетической приподнятости, вечного стремления к величию, в котором внешний вид играл важную роль. Хотелось бы начать с мужской моды, т.к. в ту эпоху она не уступала по важности женской.

Людовика XIV называли Королем-Солнце не зря: он был ярчайшей звездой на французском небосклоне того времени. Во время его правления мужской костюм становился все более элегантным и женоподобным (так подчеркивалось возвышение над физическим трудом). Величавая осанка, галантное обращение с дамами, умение танцевать и музицировать – все это заменило мужественность. Мужчины, как и дамы, старались следить за модными веяниями. Костюм полагалось менять ежедневно.

Во французском обществе царил культ подражания королю. Даже походку короля старались скопировать его поданные. А разве сейчас парни не стараются подражать своим кумирам (артистам, героям кинофильмов и блогерам)?

1Модников эпохи Барокко называли пижонами (от фр. «голубь»), т.к. в обуви, щедро украшенной бантами, они были похожи на голубей с мохнатыми лапками. Нынче такую параллель (правда, не связанную с голубями) можно провести с хипстерами: их обязательными атрибутами (усами, бородами, очками-тишейдами, topknot’ами) и… кем? Тут каждого свои ассоциации.

Мы можем еще раз поблагодарить барокко за то, что впервые в истории Европы при изготовлении туфель их начали делить на левые и правые. Аристократов, следовавших моде на обувь с красным каблуком, прозвали «господин красный каблук». Тот, кто хоть изредка читает модные журналы и иногда смотрит современные фильмы, наверняка видел туфли на каблуке с красной подошвой. И только истинные модники и модницы знают, кому принадлежит сие творение. Спасибо, Monsieur Louboutin! Да здравствует «госпожа красная подошва»!

Дамы той эпохи впервые оценили преимущества высоких каблуков. Сейчас все знают, что каблуки добавляют рост и формируют особую привлекательную осанку, при которой грудь кажется пышнее, а линия бедер пластичнее. Француженки были соблазнительницами. Они понимали, что степень их привлекательности прямо пропорциональна их материальному благополучию. И стоит сказать, весьма преуспели в искусстве соблазна.

При дворе Короля-Солнце в основе женского идеала красоты лежали такие качества, как величавость, парадность, жеманство и кокетство. Мне кажется, что в нашем обществе все эти качества востребованы так же. Кокетство – no comments. Жеманство, по-другому манерность, т.е. поведение, лишенное простоты и естественности. Его мы можем наблюдать как и на дискотеке в VIP-зоне, так и за соседним столиком в ближайшем кафе. Парадность – у нас девушки даже в булочную ходят при полном параде. И, наконец, величавость – к нашему внешнему облику должны относиться с почтением не только мы сами, но и окружающие, не так ли? В высших кругах общества естественность и непринужденность отождествлялись с дикостью и невежеством. Об этом свидетельствует использование пудры для лица и волос, мушек, париков, а также строгий придворный этикет. Уж прошло несколько веков, а «естественная» красота создается руками пластических хирургов, а непринужденность поведения в обществе воспринимается как несоблюдение этикета.

LouiseDeLaValliere01Француженка считалась красивой, если она обладала высоким ростом, хорошо развитой грудью и бедрами, очень тонкой талией (обхват мог достигать 40 см), покатыми плечами и длинными волосами. К этому описанию стоит добавить чувственные губы Анжелины Джоли и соблазнительный голос Скарлетт Йоханссон — мы получаем описание девушки, популярной не только в социальных сетях, но и на страницах глянца.

Сейчас тенденции в моде задают и команды по прогнозированию, и неординарные личности, и сама улица, а вот в XVII веке дамский гардероб изменялся так же часто, как благосклонность короля относительно того или иного наряда его многочисленных фавориток.

Если раньше неудобства создавали корсеты и объемные каркасы юбок, то сейчас девушки страдают, но стоически терпят 15-ти сантиметровые каблуки, утягивающее белье, накладные ресницы.

Был период, когда платья аристократок были довольно провокационными. Так, разрезы в платьях демонстрировали изысканное нижнее белье. Но на этом они не остановились. Позже возникла мода на небрежную соблазнительную одежду – дезабилье. Она создавала впечатление не до конца одетого платья. Так что, когда в следующий раз вас обвинят, что вы скорее раздеты, чем одеты, будете знать, какой аргумент привести в свою защиту.

Не будем забывать про бесчисленные и важные для элегантной дамы аксессуары: зеркала, флакончики с духами, веера, нюхательная соль, перчатки, зонтики, подвязки и т.д. Разве в арсенале современной модницы количество жизненно необходимых аксессуаров уменьшилось? Конечно же, нет.

«Барокко – это стиль богатства, которое не прячут, и роскоши, которую не стесняются» — это высказывание в полную меру выражает отношение современников того времени к материальному. А как у нас с этим обстоят дела? Загляните на страницы своих знакомых в социальных сетях, и увидите, что стремление человека к роскоши — величина постоянная.

Что я хотела сказать всеми этими параллелями? Наверное, что убегая от барокко, в итоге мы все равно стремимся к нему, сознательно или нет. Мы кружимся вокруг Солнца, просто у каждого оно свое.

Нельзя смотреть вперед, не обращая внимания на прошлое. Мы и есть весь опыт, накопленный в ходе истории. В нас и в окружающих нас вещах заложены знания предыдущих поколений, только надо их распознать. Принять свою многогранность.

Пока человек живет в обществе, где материальные блага являются целью, а не средством, ничего нельзя изменить. Но мой внутренний идеалист все же верит, что человечество, имеющее столько возможностей, обладающее огромным числом знаний и умений, сумеет найти ту золотую середину (которая уже стала мифической) и будет жить среди роскошных вещей и не менее роскошно красивых людей — но счастлив будет не только этим!

Текст: Дарья Стойлик (voguedns.blogspot.com.by)


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »