Эндрюс Ковас: «Миром должны править профессионалы»

Salon375 удалось пообщаться с целеустремленным, способным проникнуть в суть любого явления фотографом Эндрюсом Ковасом, чьи работы были представлены в Национальном художественном музее и украшали павильон Belarus Fashion Week сезона осень-зима 2014/2015. Мы узнали, как перейти от биологии к фэшн-фотографии, как знание физики может помочь в фотостудии и как осуществить собственный проект уже через месяц после покупки камеры.

— Я родился в Минске, учился в школе для одаренных детей при Консерватории, хотя музыка меня не особенно привлекала. У меня был крутой для мальчика голос. Занимались музыкой все время, я много ездил на гастроли. Одно время озвучивал фильмы и пел в театре. После консерватории учился в латышском университете, но потом вернулся обратно в Беларусь.

В детстве нравилось собирать гербарий. Работал волонтером в Ботаническом саду, помогал выращивать экзотические растения. Хотел быть исследователем, как Робинзон Крузо. Когда с двоюродным братом отдыхали на Волге, строили плот на островах, образованных притоками, и мечтали спуститься на нем.

x_fe7e73aa— Как оказались в фотографии?

— Лучший друг отца — профессиональный фотограф, а интересы друзей перекликаются — папа тоже фотографировал. У нас было много пленочных фотоаппаратов, поэтому уже с девяти лет снимал на пленку. Вообще, если мне что-то нравится, то я быстро фанатею. С детства был фотокорреспондентом, снимал репортажи с гастролей, концертов. Нам с другом даже выделили комнату в школе, там мы проявляли пленочные фото и печатали школьную стенгазету. Шесть лет назад поехал к сестре в Америку, где купил зеркальную камеру. Вернулся, попробовал снять пару фиалок. Уже через месяц была первая фотосессия. Идея была такой: снимать на морозе девушку с чашкой, из которой идет пар.

— Что сделали, как только у вас появилась зеркальная камера?

— Сначала прочитал инструкцию к фотоаппарату от корки до корки. Во всем должна быть система, все должно быть четко. Я считаю, что слепое исследование равно провалу. У камеры есть определенный набор функций, которые расписаны в инструкции. Потом я сам решаю, чем пользоваться, а чем нет. Навыки работы с зеркальной камерой у меня были с детства: умел работать фотоэкспонометром, выставлять выдержку, диафрагму. Из-за того что снимал репортажи, мог на глаз определить необходимые настройки камеры. После пошел на годовой курс фотографии в «Краявiд»: считаю, что любой профессии надо учиться.

— Кто был вашим первым учителем?

— Виталий Матусевич, который вел этот курс фотографии. Мы начали с пленочного фотоаппарата, учились выставлять все настройки вручную. Потом изучали студийную фотографию. Через год уже понимал и камеру, и студийное оборудование.

sapiens-10-2014-1

— Почему fashion-направление?

— Мой первый учитель говорил: «Не делайте ошибок: не определяйтесь с жанром фотографии в течение первого года. Снимайте все подряд, пробуйте довести каждое направление до хорошего уровня. Потом поймете, что ближе». Я пришел к осознанию того, что мне нравится работать с профессиональными моделями. До этого я не следил за модой. Когда визажист спрашивал, как красить, я надеялся, что мне просто дадут модель, которую я буду снимать. Мне пришлось многое осваивать самостоятельно, хотя было тяжело. Мои первые фото казались мне модными, но друзья-фотографы объясняли, что это далеко не так. (Смеется).

— Кто был источником вдохновения тогда и сейчас?

— Процесс зарождения идей очень отличается от того, каким он был раньше. Обычно идея съемки – это поле стилиста. Но я могу вдохновиться чем угодно. Главное для меня — увидеть. Я люблю глазами.

2

— Участвовали в конкурсах?

— Даже в жюри был. Я быстро находил несколько хороших работ. Все остальные не хотелось пересматривать еще раз. Тяжелее всего было изучать то, что не нравится, и потом выбирать. Сам участвовал уже через три месяца после того, как купил камеру. Мобильный оператор life:) объявил конкурс «Улыбка белорусов». Я отправил шесть работ, три из которых вышли в финал. Они висели в Национальном художественном музее, но мне за них сейчас немного стыдно.

sapiens_sept_2014_2

— Работы были представлены на выставках?

— Моя первая персональная выставка – Albino. Она была продумана до конца, состояла из 12 работ и была снята серией. Идея была такова: отсутствие эмоций, красота белого цвета. Эти работы выставлялись на Fashion Market, потом в Доме кино.

Следующая моя гордость — Memories, 60 фэшн-портретов. Это была персональная выставка в рамках Недели моды. Идея организаторов состояла в том, чтобы сделать Неделю моды площадкой не только для дизайнеров одежды, но и представить профессии, связанные с модой. Меня пригласили, чтобы представить жанр fashion-фотографии. Позже эти работы были в свободном доступе в городе: выставлялись в кинотеатре «Победа» во время Чемпионата мира по хоккею.

albino

— Я знаю, что вы одно время преподавали. Что интереснее вам лично: передавать знания другим, самому учиться или работать?

— Я по образованию учитель. Люблю говорить, но не писать. Все мои знания я стараюсь структурировать, чтобы все по полкам. Свет в фотографии — это физика, это легко. Это можно объяснить и этому можно научиться. Снять что-то творческое — нужны способности. Я проводил курсы по студийной фотографии, я старался дать в руки инструменты и конкретно объяснить что изменит конкретное движение. Что не нравится в фото? Что сделать? Как сделать? На данном этапе я приостановил практику преподавания. Я съездил в Милан, пообщался с коллегами там, ходил в агентства со своим портфолио, слушал отзывы и сейчас знаю, над чем мне надо работать. Обучать, передавать свой опыт мне очень близко, но отнимает время от моего личного развития, поэтому я отложил это на потом.

faES9vEVfYQ

— Талант — важная составляющая успеха или второстепенная?

— В творчестве талант — определяющий фактор успеха. Я не считаю себя очень талантливым в фотографии, но я очень трудолюбив. Я не художник, поэтому мне приходится тщательно готовиться к съемке. По моему мнению, главное – это желание и трудолюбие. Фотографам — выходцам из школ искусств удается все гораздо лучше. Но талант без усердной работы не гарантирует достижений.

— Предпочитаете снимать в студии или за ее пределами?

— В студии, потому что все в моих руках. Я люблю минимализм: чем меньше информации в кадре, тем лучше. Я могу технически реализовать все задуманное, и меня это радует. За пределами студии, например, мне не под силу произвольно изменять или зафиксировать угол света солнца, его силу.

— Чаще съемка проходит по сценарию или преобладает импровизация?

— Бывают два вида съемки. Модельные тесты: есть неопытная модель, мне нужно сделать кадры для ее портфолио (поиск ракурсов, света, эмоций, поз, которые покажут модель самым лучшим образом). Такие съемки – совместная импровизация без заранее продуманных заготовок. Есть коммерческие съемки: все продумывается заранее. У меня не будет времени для поиска во время такой съемки.

d5465930775093.56321ff777afa(1)

— Насколько важна ретушь?

— В фэшн-фотографии это очень важная составляющая. С ее помощью можно (и даже нужно) спасти снимок. Фотография проходит два этапа. Первый – это проявка кадра. На этом этапе можно и нужно оживить кадр, довести почти до законченного варианта. Потом даже необязательно что-то еще менять, на коже прыщик убрать или лишнюю складку на одежде — и все. Если снимают непонятно что, а потом все переделывают, это ужасно, потому что все нарисовано. Надо стараться снимать сразу хорошо. А вообще, я за естественную ретушь, минимум фотошопа – это то, что пропагандируется на Западе. В Азии все должны быть идеальными барби.

— Из чего, по вашему мнению, слагается хороший кадр?

— Кадр включает в себя фон, объект съемки, светотеневой рисунок, цвет. А хороший кадр слагается из их умелого объединения.

— Какими качествами должен обладать фотограф?

— Талантом, трудолюбием и знанием своей профессии. Фотограф обязательно должен учиться, совершенствоваться и постоянно снимать. Не люблю, когда дилетанты правят миром. Поэтому мой девиз — долой дилетантов, жизнью должны управлять профессионалы.

57153728197973.563712d9ce4d8

— А вы хотите чему-то научиться?

— Снимать нормально (смеется). Я сейчас много изучаю, как снимают в Париже, и понимаю, что мне есть к чему стремиться. Я не могу прятаться за стилем, красотой модели или чем-то еще. Мне надо уметь делать красивые кадры как с тем, что мне помогает делать красивую картинку, так и без всего этого. Сделать идеальный кадр — для меня сверхзадача.

— Насколько для вас важно признание? 

— Признание для меня вообще не важно. Я сам знаю свой уровень, поэтому я свой самый главный критик. Если все скажут, что я снимаю отлично, но я буду понимать, что это не мой желаемый уровень, меня это признание не удовлетворит.

— Повлияла фотография на жизнь и мироощущение?

— Многое потерял, многое приобрел. Взгляд на женщин изменился. В самом начале я снимал, как мне казалось, очень красивых девушек. Но мои более профессиональные друзья говорили, что технически снимок более-менее, а вот объект съемки необходимо менять. Я даже обижался, что им не нравятся мои модели. Сейчас, конечно, понимаю, что мои первые модели «модельностью» в профессиональном смысле не обладали.

4

— Есть ли фотографы-кумиры?

— У верующих нет кумиров, поэтому их нет и у меня, но есть любимые фотографы. Мне нравятся работы Паоло Роверси, Питера Линдберга. Также нравятся настроение в фотографиях и черно-белые серии Бу Джорджа.

— Если бы не фотография, то кем бы стали?

— Я музыку не очень любил, поэтому музыкантом бы, скорее всего, не был. Возможно, это было бы моим хобби, но не основным делом. Наверное, я бы был веб-дизайнером.

— Есть увлечения помимо фотографии?

— Люблю снукер, его болельщик. Правда, сам играю в пул. Еще люблю путешествия.

— Дайте совет начинающим фотографам.

— Если это фэшн-направление, то закрыть страницу в социальных сетях и не видеть, что снимает большинство наших соотечественников и фотографов из ближнего зарубежья. Нужно смотреть на мировые столицы: Лондон, Нью-Йорк, Париж и Милан. Это то, что надо видеть каждый день. Также очень много работать, во всем разбираться, заставлять себя и делать. Только выбрав правильные образцы для подражания, можно динамично и качественно развиваться.

feruza-2

— Вы можете представить себя через 20 лет?

— Крутой дядька, похудевший килограмм на восемь, есть дети, внуки. А в профессиональном плане не могу. Да и не хочу видеть себя через 20 лет.

Текст: Эмилия Пугачева


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »