Майя Старовойтова: “Существует проблема — дизайнеры хотят заниматься творчеством“

Salon375 публикует неожиданное и в то же время своевременное интервью. Неожиданное оно своим форматом: блогер и дизайнер поменялись привычными ролями, и Ксения Романова (бренд 11studio) побеседовала с блогером, стилистом и бренд-менеджером Майей Старовойтовой (mayastarblog.com). Своевременное — потому что это долгожданный критический взгляд на ситуацию, лишенный всяких иллюзий.

— Недавно мы с тобой посетили форум Be in open в Москве, где можно было проследить патриотический тренд и переориентацию индустрии на российский рынок. На твой взгляд, белорусским дизайнерам сегодня стоит двигаться на Запад, на Россию или же выстраивать работу с белорусским потребителем?

— Можно находиться в Беларуси, а продаваться не только в России, но и в странах Европы, но, когда тебе поступает заказ на определенное количество единиц, твоя задача их отшить. Далеко не все белорусские дизайнеры сегодня смогли бы выполнить заказ в срок, потому что нет нужных денег, нет выстроенных отношений с производством. Мне кажется, если есть мечта продвигаться на зарубежные рынки, от нее не нужно отказываться. Пару раз куда-то съездить, походить по шоу-румам, показать свой визуал, узнать насколько это интересно. Но если возникнет вопрос заказа, не может быть ничего хуже, если ты не сможешь его выполнить. Есть другой путь — искать дополнительное вливание денег, которое ускорит этот процесс. С налаженным производством легче куда-то поехать, принять заказ, выстроить логистику. Опять же. на форуме обсуждалось, что многие дизайнеры не могут потянуть даже рынок России. Тот же «Цветной» готов брать на реализацию качественный продукт от молодых дизайнеров, но есть определенные требования по количеству, размерам, которые они не могут выполнить.

img20677

— Существует тренд на осваивание локальных рынков, и пример тому в Беларуси — проект «Мода Фест», который недавно запустил журнал Fashion Collection. Все-таки есть ли смысл двигаться дизайнерам за Запад или перспективнее ориентировать бизнес на белорусский рынок?

— Я не могу сказать за всех, это очень индивидуально. Есть дизайнеры, которым еще рано выходить на европейский рынок, сначала нужно грамотно выстроить бизнес-процессы, необходимо понять, предлагает ли бренд действительно уникальный продукт. Ведь можно и здесь развивать индустрию, формировать вкус, выстраивать новые схемы с нуля. Зависит от личного желания и планов на будущее.

— Сказать, что всей индустрии нужно стремиться на Запад, ты не можешь?

— Это уже другой вопрос. Мы, конечно, должны следить за тем, что происходит в мире. Если мы говорим о том, что белорусские дизайнеры могли бы приехать большой компанией в Париж для того чтобы заявить о себе, то да, это было бы круто, к этому нужно стремиться и над этим нужно работать.

IMG_5387 (1)

Фото: Елизавета Бахуревич
Макияж: Алина Воробьева

 

— Понимаешь, мне обидно за то, что сегодня реальность такова, что мы собираемся большой компанией и едем покорять Могилев.

— А ты считаешь, что с тем продуктом, который у нас есть, мы действительно можем составить кому-то конкуренцию на Западе?

— Это же напрямую взаимосвязано. Когда ты едешь в Могилев — ты шьешь коллекцию, ориентированную на местного потребителя, а когда ты едешь в Париж, ты удовлетворяешь принципиально другой запрос.

— Я думаю, что все немного сложнее. Существует проблема: дизайнеры хотят заниматься творчеством, и зачастую у них нет информации и понимания того, как устроен рынок. Нет людей, которые могли бы скорректировать работу. Помнишь, как в бренд ZDDZ пришел менеджер и порезал коллекцию? Мы не имеем по сути даже отшлифованный продукт, который мог бы успешно работать в рамках Беларуси. Если разобраться, то мы качественно не покоряем даже Могилев. Поставить вешалку и продать топ — это одно; другое дело, когда у тебя реально хороший продукт и ты уже закрыл ниши в Беларуси.

DSC_5817

— Что ты думаешь о переменах в расписании показов некоторых брендов в связи со сдвигами сезонности на международном рынке, почему коллекции всегда показывали за полгода и есть ли смысл придерживаться принятого во всем мире расписания на локальном рынке?

— Коллекции показывают за полгода для того чтобы успеть сделать всю работу, которая существует в период с момента презентации до начала продаж: необходимо собрать заказы от байеров, отшить и поставить заказы в магазины по всему миру, снять рекламную кампанию, провести работу с глянцем. Таким брендам, как Burberry, заявлять о том, что они будут отходить от сезонности, проще: у них много собственных бутиков, они продают классический продукт, который меньше зависит от тенденций. Они могут себе позволить выпускать коллекции сезон в сезон. Но в целом это сложный процесс. Если белорусский бренд ориентирован исключительно на Беларусь, то, естественно, нет смысла соблюдать принятую сезонность. Коллекции должны быть сезон в сезон: никому не нужно отшивать и поставлять коллекцию в магазины, не нужно продумывать выкладку, витрины. Ждать полгода не имеет смысла, ведь дизайнеры теряют продажи. У нас зачастую стартом коллекции является показ, и девяносто процентов людей хотят купить вещи сразу после увиденного.

— Если коллекции логичнее презентовать сезон в сезон, может быть пора вводить некоторые изменения в расписание Belarus Fashion Week? Какой смысл выпускать осенне-зимнюю коллекцию в конце октября?

— Нужно перенести даты. Не делать показы после Парижа, а сделать их в начале сезона. Швеция и другие скандинавские страны показываются до основных недель моды, и в этом нет ничего страшного. Я думаю, если бы мы передвинули даты хотя бы на первые числа сентября, уже было бы легче, дизайнер мог бы выбирать, показывать ему коллекцию сезон в сезон или демонстрировать ее за полгода. К нам на площадку не приходят байеры, нет серьезной работы с глянцем. Зачастую Неделя моды несет в себе функции пиара, а пиар должен быть в то время, когда он нужен, то есть на старте продаж.

1460229046_2

— Хайп сейчас как никогда оказывает огромное влияние на то, будут ли продажи коллекции успешны. Сегодня все чаще дизайнеры экспериментируют с форматами презентаций, подбирают уникальные локации для собственных шоу. Есть ли смысл белорусским дизайнерам выходить из основной сетки и делать показы автономно?

— Зависит от того, насколько качественно удастся поработать с другой площадкой. Придя на BFW, дизайнер платит некую сумму и закрывает все самые болезненные вопросы: подиум, установка света, рассадка гостей. Конечно, работа на собственной площадке намного интереснее: ты выстраиваешь бренд, демонстрируешь собственное видение. Национальный Художественный музей и пространство «Цех» — два абсолютно разных по атмосфере помещения, и они расскажут о тебе как о дизайнере абсолютно разные вещи. Нужно понимать: собственная площадка подразумевает некоторые нюансы. Можно выйти из ситуации, показавшись при дневном свете, но мы уже сталкивались с тем, когда в день показа было холодно, шел дождь, организаторам приходилось нести дополнительные затраты на то, чтобы обогреть или накрыть площадку. Если есть знакомые или партнеры, которые предоставят помощь с организацией, это имеет смысл, но если этих возможностей нет — не стоит: лучше не делать мероприятие, в котором будет задержка на полтора часа.

Photo by http://motolko.com

— Насколько, на твой взгляд, перспективно развивать интернет-продажи для белорусских дизайнеров?

— В данный момент не стоит. Мы придем к этому обязательно, Интернет станет еще одним очень сильным каналом продаж. Но нельзя открыть интернет-магазин, когда у тебя вещи в единственном экземпляре. Хотя читать информацию и смотреть, как работают интернет-магазины, нужно, потому что совсем скоро в них может возникнуть необходимость.

— Какие обязанности должен исполнять бренд-менеджер и нужен ли менеджер дизайнеру вообще?

— Команда, безусловно, нужна. Будет это помощник по социальным сетям или помощник по продажам, зависит от того, что дизайнер может себе позволить. Бренд-менеджер нужен в том случае, если у бренда уже есть продажи. В рамках нашей страны это мастер на все руки. В первую очередь, он должен работать с дизайнером над формированием бренда. Нужно понять, кто клиент, какой продукт и как дальше этот продукт будет взаимодействовать с этим человеком. Это не так легко: зачастую у дизайнера очень смутное понятие о таких вещах. Безусловно, это организация мероприятий, связи с прессой и любое публичное действие дизайнера. В целом это вся работа, необходимая для того, чтобы продаваться.

— Расскажи о том, как выстраивает коллекцию бренд-менеджер.

— Есть два основных вопроса, как я уже сказала: что и кто. Что — это продукт. Нужно очень точно понимать, в каком направлении работает бренд, его фирменный стиль, его эстетику. Коллекцию создают по формуле: хиты продаж, какое-то количество базы и какое-то количество новинок и трендов. Возможно, кто-то станет революционером и придумает новую формулу, но нельзя делать коллекцию стихийно. Нужно очень четко понимать, что ты хочешь сказать людям. Я недавно зашла на сайт Givenchy, и в разделе о бренде они описывают девять направлений, в которых работает бренд, и это те вещи, которые ты видишь из коллекции в коллекцию: звезды, урбан кутюр и т. д. К этому нужно стремиться каждому дизайнеру. Второй вопрос: кто. Должно присутствовать понимание, для кого твой продукт, кто является платежеспособным, кого ты хочешь видеть и кого ты не хочешь видеть в своем бренде.

givenchy-showcase

— Есть ли смысл дизайнерам искать инвесторов?

— Существует тренд — сейчас все хотят свой бизнес. В Минске проводят много встреч, семинаров и лекций о бизнесе, но модная индустрия там не представлена, эти мероприятия не посещают дизайнеры, бренд-менеджеры. Инвесторы не знают, что есть такое направление и в него можно вкладывать, хотя во всем мире это очень прибыльный бизнес. Люди, которые были далеки от моды, вложили туда свои деньги и теперь строят огромные состояния. Но не все так просто. К инвестору нужно приходить подготовленным. Можно найти много информации в Интернете о том, как нужно себя презентовать, как подготовить бизнес-план. То, что к инвестору можно придти с идеей — миф. Ты должен придти с уже готовым продуктом, принести образцы, показать продажи, обозначить проблемы и т. д. К сожалению, даже качественную презентацию не все могут сделать. Скорее всего, масштабы бизнеса белорусских дизайнеров для инвестора покажутся смешными, вы просто потратите время друг друга. Однако к инвесторам нужно стремиться, я даже не знаю примеры брендов, которые выстреливали без инвесторов. Это огромные деньги и заработать их творчеством вряд ли получится. Были попытки со стороны белорусских дизайнеров презентовать свое дело на ТВ-проекте «Мой бизнес». Дизайнеры валились на элементарных вопросах. Все серии есть на youtube, можно пересмотреть эти передачи и понять, какие вопросы тебе могут задать, как правильно презентовать свой продукт.

— Какие планы лично у тебя на ближайшее будущее?

— Я уже давно думаю о вещах, которые мы сейчас обсуждаем. Мне интересна бизнес-сторона моды, мне нравится глубже изучать эти процессы. Сейчас действительно происходит революция в индустрии, за этим очень интересно наблюдать и очень хочется делать что-то свое. Я планирую запустить собственный большой проект в начале сентября. Раскрывать пока всего не буду. Я не говорю, что это дело всей моей жизни, но я хочу хотя бы попробовать, потому что, адекватно разложив все по полочкам, я поняла, что это действительно та ниша, в которой можно работать и стараться изменить положение дел. Что из этого выйдет пока неизвестно, но настроена я серьезно.

— Поделись источниками информации, за которыми нужно следить, чтобы быть в курсе того, что происходит в индустрии моды?

— Чтобы понимать, что происходит, нужно отсматривать текущие показы. Сейчас идет мужская Неделя моды и одновременно круизные коллекции, за ними можно следить на сайте VogueRunway. Также нужно читать новостные ресурсы. Buro24/7 собирает информацию со всех зарубежных сайтов. Конечно же, Business of Fashion — они сами пишут статьи, но помимо этого существует вкладка daily digest, в которой собирают новости с других сайтов, схожих по тематике. Для меня эта основная связка: Buro24/7, BOF и VogueRunway. Это то, что я просматриваю каждый день. Добавить можно русский ресурс Bein.ru, там не так часто добавляют новые материалы, но очень много информации о бизнесе моды, которая пригодится тем, кто не очень хорошо владеет английским языком. Мне очень помог на youtube-канал ShowStudio: они публикуют дискуссии инсайдеров, который я очень рекомендую тем, кто знает английский. Там собираются очень интересные люди, начиная от журналистов, заканчивая историками моды. Лично я пользуюсь форумом The Fashion Spot. Сейчас понятие форума уже изживает себя, но это до сих пор действующая платформа. Там очень большие визуальные архивы, очень легко следить за знаменитостями, которые как раз влияют на тенденции. Есть там и инсайдерские темы, начиная с того, как строится реклама в журналах, заканчивая тем, как правильно приходить на собеседование, если ты претендуешь на работу в фэшн-индустрии. Там же я отсматриваю все последние съемки.

Burberry: Spring/Summer 2010 - London Fashion Week

— Назови пять наиболее влиятельных людей в модной индустрии, которые определяют сегодня повестку дня.

— Безусловно, это Vetements. В этой связке идет Гоша Рубчинский. Они во всех тренд-буках. Эти бренды ломают систему, за этим нужно следить и анализировать. Мне очень нравится Джонатан Андерсон. Его интервью для Business of Fashion очень понравилось. Он грамотно разложил по полочкам в одном абзаце то, как они выстраивают работу. Его история показывает, что получается, когда у человека есть талант, мозги и классное видение. Конечно же, Алессандро Микеле. Gucci делают классные шоу. Дело в том, что они еще только начинают работать по новой бизнес-стратегии, еще не обновили все магазины, у них действительно большие планы и за ними нужно следить. Сегодня можно купить в их бутике бомбер и там же самостоятельно выбрать для него аппликацию. Это очень классный пример того, как работать с трендом персонализации. Мне кажется, там много идей можно найти для своего продвижения. И критик Александр Фьюри, который работает для VogueRunway. Понятное дело, что одна рецензия не изменит всю модную индустрию, но такие люди все еще имеют власть над дизайнерами, так как формируют мнения потенциальных покупателей.


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »