Ольга Швец: «Флористика – мой душевный покой»

Сегодня нашей собеседницей стала Ольга Швец, флорист из Минска. В эксклюзивном интервью Salon375 Ольга рассказала, почему не забрала второй диплом, почему увлеклась флористикой и за какие принципы готова голодать. 

Т.: Оля, очень рады с Вами познакомиться. Расскажите немного о себе, как Вы пришли к цветам, с чего начался Ваш путь как флориста.
О.: Всю жизнь я занимаюсь поиском призвания. Хочется верить, что я живу для какой-то цели, что есть особенное место в мире, созданное специально для меня. Как место силы у Кастанеды: стоит его найти — сразу поймешь это интуитивно и обретешь гармонию.
Некоторые люди рождаются с выраженным талантом к какому-либо делу. И я всегда по-хорошему им завидовала, думала, что они не мучаются в поисках себя. Сама же с детства бросалась из кружка в кружок, из хобби в хобби: танцевала, играла на музыкальных инструментах, рисовала, фотографировала, писала стихи, вышивала, шила, даже попросила соорудить ручной ткацкий станок. Правда, большинство из этих интересов занимали меня не дольше недели. Как только я понимала техническую сторону вопроса – тут же бросала увлечение. Почему? Пожалуй, не чувствовала эмоционального контакта с этим ремеслом. Все в равной степени мне было и интересно, и безразлично. Мне же хотелось найти дело, которому я буду готова посвятить свою жизнь: которое духовно обогатит меня, и в которое я смогу привнести что-то новое. Работа ради работы для меня страшный сон.
И вот, полгода назад я поехала в цветочный магазин, чтобы сделать подарок подруге на девичник. Хотелось удивить ее чем-то легким, современным, в европейском стиле. Я обратила внимание, что в одном цветочном магазине нет разнообразия растений, достаточного для того, чтобы составить букет, гармоничный в своем цвете и форме. Пришлось объехать все известные точки города, сравнивая оттенки сиреневого, подбирая форму бутонов. Я с головой ушла в этот процесс и настолько сильно оказалась им поглощена, что с того самого момента не прошло и минуты моей жизни без мысли о цветах.

2

Т.: Кто Вы по специальности? У Вас какая-то творческая профессия?
О.: Я закончила наш МГЛУ по специальности PR. Также получала второе высшее в БГУ в области менеджмента, но не пошла на финальные экзамены и не забирала диплом, потому как даже время не хотелось на это тратить. От образования надо получать навыки, а не бумажки или оценки. Даже полтора красных диплома, как я их называю, и багаж знаний ничего не значат в реальной жизни, если твой темперамент, характер и моральные принципы не позволяет тебе продвигать товары, услуги и идеи, с которыми ты не согласен.
Два года, как и полагается, я отработала молодым специалистом по профессии. И это был сущий ад, как для меня, так и, думаю, для работодателя. Наступил момент, когда я поняла, что никогда больше не вернусь в офис.

Т.: Насколько флористика востребована в коммерческим плане? 
О.: Стоит уточнить, о чем именно идет речь. Есть цветочный бизнес, и ключевое слово здесь – бизнес. В этом случае неважно, что продавать: картошку или цветы. Суть в том, чтобы закупить подешевле и продать подороже.
Я рассматриваю цветочное ремесло больше с художественной стороны. Возможно, сейчас это звучит слишком громко, но это именно то, к чему я стремлюсь. В ущерб своим коммерческим интересам я отказываю клиентам, если наше эстетическое видение различно. На данном этапе для меня важно реализовать себя творчески. Флористика – это мой душевный покой.
Наша аудитория пока не готова к неординарным решениям, большинство предпочитают привычные, даже старомодные, консервативные букеты. Мода ведь влияет на все сферы нашей жизни. В том числе и на цветочный дизайн. В этом сезоне на пике одни оттенки, растения и формы, в следующем никто о них не вспомнит. Все очень динамично. Белорусы пока воспринимают моду как синоним одежды и не позволяют современным тенденциям менять в их жизни что-либо, кроме гардероба. Но представления о красивом со постоянно меняются и охватывают разные области деятельности человека.
Например, все согласятся с тем, что сейчас в моде упорядоченный хаос, эклектика. Это хорошо выражено в fashion-индустрии: модные блогеры и стритстайл оказали огромное влияние на высокую моду и подиум. Сейчас никого не удивишь сочетанием вечернего платья от известного дома моды и кроссовок из масс-маркета. А если сверху «винтажное» дедушкино пальто – вообще бомба. Также в моде простота и естественность: нормкор, растрепанные волосы, нюд-макияж. Достаточно посмотреть на европейских редакторов модных журналов – они сосем не похожи на глянцевых кукол.

3

То же самое заметно и в дизайне интерьеров. Ценится стиль лофт: показать «родной» кирпич, не прятать трубы и коммуникации, оставить бетонную стяжку на полу, сохранить аутентичный вид помещения. При этом почему бы не добавить изысканную хрустальную люстру?
Современная мода – это мода противоречий, динамики, контраста, хаоса. На Западе проводят стильные свадьбы с нежнейшим цветочным декором в заброшенных заводах и амбарах. Вот он, союз двух противоположностей: природы и индустриальной деятельности человека, мотивы которого прослеживаются не только в цветочном дизайне.
Я стремлюсь ловить все эти тенденции. Это дарит ощущение полноты жизни, движения и развития. Мне интересно наблюдать за творчеством западных профессионалов: из-за искушенной аудитории им приходится постоянно изобретать что-то новое, вырабатывать свой уникальный стиль, создавать настоящие шедевры! Мне скучно думать о том, что на протяжении десятилетий белорусские мужчины дарят белорусским женщинам одни и те же букеты, которые они ставят в одни и те же вазы на одни и те же подоконники. Кстати, на вазы тоже есть мода, а букеты на подоконник лучше не ставить, но, наверное, для этого нужно еще одно интервью.

Т.: А как Вы находите людей, с которыми Вы работаете, клиентов?
О.: В реальной жизни я стеснительный человек, и к тому же интроверт. Мне тяжело себя «продавать», с кем-то знакомиться, что-то предлагать. Этому мне еще предстоит научиться! К счастью, существуют социальные сети, которые позволяют транслировать свои идеи. Возможно, мне помогает судьба или ангел-хранитель? Потому как люди находят меня сами.

Т.: У Вас очень выразительный почерк, Ваши букеты не спутаешь ни с чьими другими.
О.: Спасибо большое! Найти свой стиль и оставаться самобытной – это для меня очень важно. Во флористике постоянно сталкиваешься с дилеммой: сохранить верность своему видению или заработать. В зависимости от жизненной ситуации я готова выбирать либо первое, либо второе. Хотя, когда у меня просят розы с бусинками, я готова голодать.
В идеальной вселенной я вижу себя больше художником, чем предпринимателем. В любом случае, все заработанные деньги я снова трачу на творческие проекты. Если представить, что завтра у меня появится миллион долларов, я открою оранжерею и создам цветочную выставку, буду делать живые картины и растительные инсталляции.

4

Т.: Как заработать начищающему флористу, который не работает в салоне, где все просто – собрал букет, и тут же зашли и его купили. Если ты дома, то схема какая? Собрал букет и ждешь заказ? Купят – не купят? Как заработать?
О.: Надо пробовать различные варианты: только многочисленные эксперименты и неудачи помогут определиться с оптимальным вариантом. Самое дорогое в работе флориста-фрилансера – это опыт. Шишки набиваются очень большими суммами. Но только так можно выработать свою схему работы.

Т.: Оля, как Вы относитесь к флористической среде Минска? Может быть, Вам нравятся чьи-то работы? Возможно, Вы наблюдаете за творческим ростом какого-то конкретного флориста?
О.: Мне в большей степени интересна деятельность западных флористов, в частности, американцев, именно они задают тон. Есть мастера, перед которыми я преклоняюсь, творчество которых меня неизменно удивляет и восхищает. Свое сердце я давно отдала Николь Лэнд из Юты и ее студии soilandstem. На постсоветском пространстве отмечу свою любовь к Ире Евора и ее магазинчику 29Flowers в Киеве. Такие люди создают работы, в которых хочется раствориться.

6

Т.: А москвичи?
О.: Вообще Москва – это ведь город для зарабатывания денег. Да, там много именитых флористических компаний, но они так похожи друг на друга. Первыми на ум приходят FlowersLovers, FlowerbazarLacy Bird… Они бесспорно делают восхитительные букеты и современный цветочный декор высочайшего уровня, но у них другой подход к позиционированию себя: это корпоративное, коммерческое дело.
Для меня чуть более важна «начинка»: философия, смысл, миссия, духовное наполнение того, чем человек занимается. Мне близки авторские студии, которые имеют свои почерк, уникальный стиль, особые идеи. Для личностей, которых я озвучила ранее, флористика – это не работа, а образ жизни и мысли. Если вы откроете Instagram-аккаунты вышеназванных мастерских и посмотрите, что они публикуют и о чем пишут, вы поймете разницу. Например, Николь Лэнд пишет эссе о красоте цветка на его пути к смерти, в процессе увядания. А российские компании – «у нас скидки, звоните по номеру, доставка по Москве бесплатно».
Безусловно, исключения должны быть и на московском рынке, просто я всего не знаю. Например, я ничего не знаю о мировоззрении московского флориста Марины Шентяпиной, которая работает с Peony Studio, но могу судить по работам о безупречности ее вкуса и утонченном видении прекрасного.

1

Т.: А как это происходит? Как Вы придумываете букет? Есть ли какая-то схема, или Вы собираете его из того что было?
О.: Первым делом определяю цветовую гамму. На мой взгляд, именно цветом передается настроение и характер букета. Затем из ассортимента в выбранной палитре я подбираю цветы по форме бутонов и лепестков. Это самая сложная и ответственная часть. Именно динамика формы в итоге определяет привлекательность и красоту букета. В реальности постоянно приходится испытывать творческие муки и страдания из-за недоступности нужных цветов у поставщиков или из-за сезонности.
На этом муки выбора не заканчиваются. Для меня в букете не менее важной деталью являются ленты. Выбор лент у нас очень скуден, и я прихожу к тому, что их придется изготавливать самой из натуральных тканей. Недавно я также открыла для себя прелесть жаккардовых лент. Стоимость оформления такими лентами может превышать цену отдельных цветов в букете. Но здесь мы снова возвращаемся к извечному вопросу о красоте и зарабатывании денег.

Т.: Благодатнейшая почва для флористов, где, как правило, не экономят – это свадебные букеты. Как Вы находите баланс между своим пониманием красоты и классическими пожеланиями невест?
О.: Я всегда предлагаю альтернативу, оговариваю разные возможности и варианты, но все же мечтаю выйти на свою аудиторию. Хочу, чтобы ко мне шли невесты с пониманием собственного стиля. О таких у нас говорят «смелые невесты», но мне не нравится это определение. Желание подчеркнуть свою индивидуальность должно быть нормой, а не смелостью. Нам не хватает раскрепощенности. Даже самые продвинутые девушки испытывают страх перед «алтарем». Я хочу их расслабить и сказать: «Ты просто можешь быть собой».

7

Текст: Татьяна Кейзерова, команда Ателье модной мысли Salon375

Фото: Александр Шелегов


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »