Ольга Жадеева: у истоков фэшн-журналистики в формате онлайн

Создав PRET-A-PORTAL, Ольга Жадеева одна из первых начала привлекать внимание общественности к личности тех, кто развивает моду в Беларуси: люди увидели не только коллекции, но и их создателей. Учитывая то, что проект превратился из работы одного в альянс авторов и фотографов, мы не могли не встретиться с Ольгой, чтобы поближе познакомиться с особенностями ее творческого пути.

Ольга, приветствуем Вас! Наш первый вопрос, конечно же, связан с историей создания вашего ресурса. Расскажите, как родилась идея, как складывался путь развития.

Моя карьера журналиста началась в информационном агентстве Интерфакс-Запад. Я работала там и в политическом, и экономическом отделах, сталкивалась с большим количеством разных тем, попробовала себя в разных ипостасях. Иногда мне поручали сделать подборку сезонных вещей или рассказать о модных тенденциях, но  это никогда не считалось серьезной темой. Когда появилась техническая возможность отслеживать статистику, выяснилось, что  эти темы активно просматривают читатели, а я в свою очередь отметила для себя, что мне нравится писать именно в этом направлении. И когда я ушла в очередной декретный отпуск, начала вести свой блог, где писала о себе, своих детях и периодически делала обзоры товаров белорусских производителей, заметки об интересных покупках, совершенных мною, например, в ГУМе. По комментариям и отзывам стало понятно, что людям это очень нравится. К тому времени я уже созрела для того, чтобы задуматься о ресурсе, где я могла бы делиться своими мыслями не только с читателями своего блога, но и более широкой аудиторией. Я начала вести колонки, посвященные моде, на сайтах таких изданий, как «Обозреватель», » Комсомольская Правда». Это был очень полезный для меня опыт, но я стремилась двигаться дальше. Пришла к мысли создания своего сайта, и на тот момент предполагала, что он будет посвящен моде Минска, так называемому стрит-стайлу. Параллельно я посещала неделю моды и другие интересные мероприятия. Кстати, тогда только начинали появляться модные маркеты, я начала знакомиться с дизайнерами, людьми, которые занимаются модой, и поняла, что стрит-стайл это очень узко. Хотелось ведь не только показывать картинки, но и писать, делиться своими мыслями по этому поводу. Так и возникла идея создания PRET-A-PORTAL. Название родилось на семейном совете. Мы до сих пор с мужем спорим, кто его придумал: он или я.

Начинала я одна: занималась и дизайном сайта, и его наполнением; лишь технические вопросы переадресовала специалистам. Сейчас хорошо понимаю, что, если бы сегодня запускала портал, я многие вещи сделала бы иначе. Тем не менее, проект стартовал в феврале 2012 года. С самого начала очень много времени уделяла созданию энциклопедии белорусских дизайнеров. Я понимала, что моя аудитория не только в Беларуси, но и за рубежом. Люди писали, что это им очень интересно. Так все и начиналось. Первые полгода я занималась этим исключительно одна. Я помню свою первую неделю моды, когда, будучи на третьем месяце беременности, с третьего ряда пыталась фотографировать показ, в перерывах — гостей, а ночью приходилось писать статьи, обрабатывать материал. Сейчас все гораздо проще, ведь сформировалась определенная команда: фотографы и журналисты, которые хотят сотрудничать. PRET-A-PORTAL стал узнаваемым именем, так что это уже другой, более профессиональный уровень.

Нам тоже приходилось не раз сталкиваться с ситуациями, когда люди демонстрировали несерьезное отношение к авторам, пишущим о моде. А между тем, мода — зеркало культуры. Как Вы считаете, почему в Беларуси на fashion- журналистику реагируют с некой долей иронии, в лучшем случае?..

У меня как раз была статья, посвященная этому вопросу. Во время первого модного базара в Минск приехала известная персона в мире моды — Диана Перне (блог ashadedviewonfashion.com). На ее пресс-конференции собралось очень много журналистов, которые задавали такие вопросы, что мне было стыдно за своих коллег по перу! Например, у нее спрашивали, есть ли мода в Беларуси. Глупейший вопрос, учитывая, что это был ее первый визит в нашу страну и всего второй день пребывания здесь. В начале конференции Диана упомянула, что не следит за трендами, однако три человека все же поинтересовалось ее мнением о модных тенденциях сезона. Как раз в колонке «КП» я и отметила: складывается впечатление, будто до сих пор в журналистике существует устойчивое представление о несерьезности моды как темы для публикаций, и она никого не интересуют. А если журналист не может толково написать, например, о Дне мелиоратора, то для него отлично подойдут темы моды и красоты.

Зачастую в рамках своего ресурса я сталкиваюсь с тем, что многие люди, считающие себя авторами, журналистами, блогерами – кем угодно — ограниченно подходят к вопросам, которые берутся освещать, в то время как необходима серьезная база знаний для того, чтобы писать о моде корректно. При этом я не считаю, что обладаю таковой, но постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю историю моды, читаю статьи зарубежных авторов, отслеживаю не только новые коллекции, но и рецензии на них. Я очень надеюсь, что рано или поздно институт фэшн-журналистики начнет сформировываться и у нас. Мне бы хотелось этому способствовать. Например, я могла бы читать спецкурс, поделиться наработанными практическими знаниями, скажем, со студентами журфака.

Почему Вы перестали сотрудничать с Комсомольской правдой?

Все очень просто. Я не могу абстрагироваться от комментариев. Я писала для онлайн издания, пыталась поддерживать обратную связь с читателями, но столкнулась с огромным количеством негатива. Это и стало причиной.

Любопытно узнать Ваше мнение о глянцевых изданиях. Редакторы требуют от авторов дескриптивных текстов, остерегаясь более категоричных взглядов. При этом мы видим, что многие тексты в глянце практически не отличаются от пресс-релизов.

Да, действительно. Глянцевым изданиям катастрофически не хватает качественных текстов. У нас, к сожалению, действует принцип максимальной наглядности, по большому счету это упрощает работу журналиста: взял две картинки с сайта Style.com, над ними поставил название «Тренды сезона», добавил пару общих фраз — и вот уже материал готов. Однако, если ты пишешь, например, рецензию на новую коллекцию, хорошо знать историю развития творчества дизайнера, уметь сравнить его работы с работами мастеров, работающих в этом же ключе. Кроме того, у нас как-то не принято критиковать. Сказывается, видимо, наследие советской журналистики, наверное. Так что если ты пишешь о работе дизайнера, то ты просто обязан его похвалить. Часто журналисты опираются в своих суждениях на пресс-релиз, в котором, понятное дело, значимость и концептуальность коллекции может быть раздута втрое. Возможно, именно этот факт и послужил отправной точкой новой волны мнений — отрицательных. Их не найдешь в глянце, но интернет изобилует подобными материалами. Я, конечно, за критику, но пусть она будет конструктивной, а не голым набором обвинений.

Да, художника обидеть может каждый. Вы и в целом команда PRET-A-PORTAL знаете практически всех наших дизайнеров. Не обижаются ли те, с кем Вы дружите, если рецензия не слишком лестная?

Авторов, которых мы приглашаем к сотрудничеству, я лично предупреждаю, что мне нужны не в формате хвалебных отзывов, а в виде качественных и грамотных разборов того, что было показано на подиуме. Год назад у нас приключилась история, связанная с неделей моды, когда один из наших авторов, Саша Боксер, написал отзыв о показе Лены Цокаленко. Мне коллекция понравилась, а отзыв Саши был неоднозначен. Тем не менее, я приняла решение опубликовать его, потому что это было интересное авторское мнение, подкрепленное фактами и аргументами. Статья имела большой резонанс. Ему писали возмущения по поводу того, как он вообще посмел замахнуться на подобного авторитета белорусской моды. Ситуация осложнялась еще тем, что на коллекцию одного из сильнейших дизайнеров была опубликована критическая статья, в то время как в адрес менее именитых мастеров были высказаны куда более лестные мнения, что объяснялось просто: у всех статей были разные авторы. Я — за авторское мнение, пусть даже оно несколько расходится со мнением редакции! Что касается меня, то до сих пор в этом вопросе не получается отделить мух от котлет (улыбается). Но я должна быть объективна в оценках и критике. Для меня в этом смысле очень показателен пример Сьюзи Менкес, которая дружит со многими дизайнерами, при этом абсолютно независима в своем мнении.

Одежду каких дизайнеров Вы носите?

Мне очень нравится то, что делает Ирина Бойтик: очень качественно! Кстати, изнанка выглядит не хуже лицевой стороны, к тому же ее образы выглядит красиво. У Юлии Гилевич (Fur Garden) всегда достойные вещи. Люблю одежду Марины Давыдовой. Сейчас на мне костюм марки Davidova. В шоу-руме CFM я нашла интересные работы Ирины Юрченко, у меня есть юбка и платье ее авторства. Неожиданные, но приятные мелочи в виде яркой подкладки или вышитом имени создательницы на маленьком кусочке кружева делают ее изделия особенными. При этом она совсем не пиарится, ее нет ни в одной соцсетей. Сумки отмечу работы Павла Панаскина. Павел-настоящий перфекционист, его изделия всегда выполнены безупречно. Макса Миронова — начинающий, но подающий большие надежды сумочных дел мастер.

Что касается аксессуаров, то я более ценитель, нежели потребитель. Но многое из того, что делают наши мастера, мне визуально нравится. Жаль только, что плагиат расцветает у нас буйным цветом. Приходишь на модный маркет и не понимаешь, почему сидит десять дизайнеров с одинаковым ассортиментом. Например, сделала Катя (бренд Vedоvka) украшение из гаечек – и все дружно стали делать подобное. Грустно, что люди предпочитают копировать, а не развиваться в своем собственном ключе.

Благодарим Вас за интервью и последний вопрос о том, как Вы видите дальнейшую работу своего портала, каких горизонтов планируете достичь?

На данный момент у меня своеобразная личная перезагрузка. С момента создания портала я им просто жила, но теперь наступило время перемен. Я понимаю, что многие люди ничего не знают о нашем ресурсе, более того, очень мало знают в целом о белорусской моде, и над этим тоже нужно серьезно работать. Для меня PRET-A-PORTAL — очень важный проект, это часть меня, я уже не мыслю себя без него и тех людей, которые работают со мной. Хочется, чтобы он приносил пользу обществу, творческое удовлетворение и доход для рабочей команды, если хочешь работать профессионально. А я именно к этому и стремлюсь. Я вижу, что детище наше растет, это нужно людям, поэтому мы не останавливаемся, работаем и стремимся стать лучше.

***

С Ольгой беседовали Татьяна Кейзерова, основательница сайта salon375.by, и Антон Пицуков, редактор salon375.by

Фотограф: Елизавета Бахуревич


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »