«Пеликан»: Валентина Неборская создала костюмы для РТБД

Дизайнер Валентина Неборская после некоторого периода молчания возвращается… на театральную сцену. Ее камбэк в качестве художника по костюмам состоялся в Республиканском театре белорусской драматургии. Пьеса «Пеликан» шведского драматурга Августа Стриндберга — история непростая и сумрачная… как и эстетика Неборской. Мы рассмотрели экспрессивные фотографии, прочли пьесу, расспросили обо всем Валентину — и теперь хотим увидеть постановку своими глазами.

«Пеликан» – камерная пьеса, на пять действующих лиц. Элиза – вдова, жесткая и холодная. Сын, испытывающий вечные холод и голод, — похоже, не только из-за скупости матери, державшей весь дом в черном теле, но и из-за недостатка материнской любви, проживающий это на психосоматическом уровне. Дочь и ее муж (а заодно — и любовник матери). Старая служанка. И еще — опустевшая после смерти качалка хозяина, продолжающая раскачиваться…

— Это ваш первый опыт работы над театральными костюмами? 

— Не совсем: уже были моменты, когда  я разрабатывала костюмы для танцев, и не только. Но в данном случае, скорее, это был эксперимент для театра. Они пригласили дизайнера одежды, и всем было интересно, что выйдет из этого.

14457253_1131461863605223_4910502848590887245_n

14462914_1131461776938565_9149110686734998098_n

14462914_1131461843605225_924817926034477616_n

14463660_1131471710270905_539624234_n

14469244_1131486730269403_1212642012_n

— Как отозвался лично в вас сюжет пьесы Стриндберга? 

— Очень грустная и тяжелая пьеса, сюжет не для слабонервных. Образ матери, который обычно воспевают, в данной пьесе имел совсем противоположный смысл. Это непривычно — как и ее отношения с собственным зятем. Пугающе. Безысходность. Боль. Смерть в итоге. Когда читала, сразу почувствовала то состояние, увидела цветовую гамму будущих костюмов. Прочувствовала каждый образ. Долго выходила из состояния грусти. Поняла, что буду работать над этими костюмами. Постановка, которая получилась, очень нравится мне. Пересматривала раза три — и с большим удовольствием, несмотря на грустный сюжет. Все гармонично: музыка, пластика, свет, игра актеров. Здорово, что все на белорусском языке.

14469304_1131487250269351_857604056_n

14469322_1131483063603103_657634570_n

— Если продолжать театральную тему, часто ли вы ходите в театр? Какие драматурги вас впечатляют – читанные ли, виденные постановки?

— Да, хожу часто. Люблю театры. Нравится многое, как классика, так и более современные постановки. Театр развивает, лечит душу. Люблю читать пьесы. Наверное, поэтому мне и понравилась работа в театре. И почитать можно в удовольствие, и порисовать от души.

Нравятся пьесы  великого английского драматурга и поэта эпохи Возрождения Уильяма Шекспира: «Буря», «Гамлет», «Король Лир», «Сон в летнюю ночь». Очень нравятся пьесы Антона Павловича Чехова. Многие пьесы его нравятся, но особенно была очарована пьесой «Три сестры». «Бесприданница» — пьеса Александра Николаевича Островского. И еще многие и многие другие.

14469332_1131471656937577_1445858425_n

14470490_1131461696938573_1466808963157916377_n

— Каким был этот опыт работы в плане взаимодействия с труппой? Было комфортно или, возможно, непривычно оттого, что приходится учитывать видение режиссера и труппы? 

— Было очень комфортно и интересно работать. Мне повезло с коллективом: повезло поработать с талантливыми людьми, многому научится у них, вдохновиться. Для дизайнера одежды, для художника по костюму важно учитывать мнение клиента. Тем более это касается театра. Становишься профессионалом тогда, когда умеешь  взаимодействовать с коллективом.

Мне было интересно и важно виденье режиссера и актеров, ведь им предстояло играть в этих костюмах. Старалась внимательно проводить каждую примерку, ведь образ влияет на игру.  Работа в театре – это коллективная работа. И когда я решилась на нее, учитывала это.

Если видела, что что-то не так делаю – старалась исправить и сделать лучше, учитывая мнение всех. Если была уверена в своих художественных решениях – пыталась доказать их правильность .

Главное для художника по костюмам для работы в театре, на мой взгляд,  – полюбить пьесу, над которой работаешь, каждый ее образ (неважно, отрицательный он или положительный). Так полюбить, чтобы в радость было даже переделывать все, пороть швы, если надо, перекраивать, доводить до совершенства.

14470698_1131471530270923_1286092274_n

14470829_1131471563604253_1085975125_n

14470859_1131531643598245_6975272_n

14470907_1131486676936075_703259889_n

— Как вы работали над образами? Какие стилистические решения задействовали, чтобы отразить ключевые черты того или иного характера в постановке? Например, почему много трикотажа и весь спектр серого?

— Важно было продумать все, от обуви до макияжа и прически. В эскизах старалась передать и будущий грим. Все взаимосвязано. Старалась взаимодействовать со всей командой, и в тоже время сохранить свою идею по костюмам. Настолько влилась в процесс, что, помимо создания и разработки эскизов, сама кроила изделия. Каждая линия кроя передает мое виденье характеров.

Выбор цветовой  гаммы был сделал еще при прочтении пьесы. Безысходность ситуации диктовала ахроматику (цвет, лишенный цветового тона в смысле восприятия), бесцветность, с истеричными всплесками красного цвета. Красный, который похож на кровь, который вызывает дрожь и чувство скорого трагичного конца.

При поиске фактур старалась учитывать характер каждого персонажа.  Было решено, что для передачи образов нужно отталкиваться от птиц, на которых они похожи. Образ матери – с одной стороны, образ пеликана, который отдает свою кровь детям. Это символизировала большая белая декорация — платье с крыльями. Все персонажи живут в этой большой птице, она их объединяет, пропитывает всю их жизнь собой. Но когда главная героиня выходит из этой декорации, мы видим летучую мышь, которая всех обманывает (в том числе, и саму себя). Длинное черное платье с дорогим кружевом и блеском. Неприятная красота: она роскошна, но отталкивает. Образ детей ее – образ голубей. Перья этих птиц ассоциировались у меня с вязанием. Нужно было создать немного облезлую фактуру: дети постоянно голодали, мать экономила на них. На эти деньги содержала любовника, тратила на себя. Служанка – образ вороны, у которой осталось одно крыло, но она не может покинуть этот дом, пока не умрет. Также вязание, но еще более облезлое. Все они бледные, голодные, измученные. Образ любовника матери и мужа дочери – образ петуха: он любит себя, ухожен и хорошо одет. Чтобы особенно подчеркнуть это, решила использовать воротник из красно-синих перьев.

14470932_1131532146931528_1463537595_n

14470953_1131482850269791_234837060_n

14483392_1131471593604250_1275812399_n

14483435_1131532216931521_433829180_n

— Эстетика ваших коллекций всегда как будто подсказывала, что театральная, драматургическая эстетика вас привлекает гораздо больше, чем традиционная модель работы дизайнера (коллекция-подиум-работа с клиентами и проч.). Насколько верно это предположение?

— Неверно. Мне нравится традиционная работа дизайнера. Но вот вопрос. Что значит традиционная работа дизайнера именно у нас в стране? От того, что я пока не очень хочу  участвовать на Неделе моды, я не перестану быть дизайнером одежды. Не совсем вижу перспективы участия. Мне нравится работать с клиентом. Нравится создавать коллекции… Хочется создавать стоящие и самобытные коллекции, которые, конечно же, учитывают тренды и требования того сегмента, для которого они создаются. А стоящие вещи требуют времени и переосмысления очень многого.  Да, может для Беларуси моя эстетика и кажется театральной. Но есть ли свежесть идей у нас? Или заимствование от известных брендов? Конечно, не каждый дизайнер у нас может позволить себе тренд-бук. Что тут поделать?

Разве человек, который работает на производстве  и  создает производственные  коллекции, без криков о своей гениальности,  не дизайнер одежды??? Меня привлекает дизайн одежды и будет привлекать. Просто не всегда у нас: какие перспективы развития у белорусского дизайнера? =)

14483435_1131532243598185_2036032336_n

14483616_1131532133598196_901416758_n

— Не потеряла ли белорусская мода дизайнера Валентину Неборскую, очарованную театром? :)

— Принимает ли белорусская мода такого дизайнера, как я? Я была и остаюсь очарованной дизайном одежды. И продолжаю работать в данной сфере. Продолжаю открывать и создавать новое, делать коллекции, участвовать в конкурсах. Завершила обучение в  Академии искусств, сейчас учусь в магистратуре по данной специальности. Почему бы не совмещать очарование дизайном с очарованием театром? Совместимо? Думаю, да.

14483701_1131482826936460_1834757066_n

14483784_1131531700264906_1046754661_n

14485022_1131461693605240_9147196117572803529_n

14501876_1131471466937596_1593583840_n

14508545_1131531036931639_58338139_n

14509132_1131482803603129_1601339467_n

14509166_1131531083598301_2019480867_n

цитата1

14509213_1131532110264865_761882024_n

14509337_1131486820269394_459269890_n

14509393_1131483066936436_682626124_n

цитата2

14509397_1131486736936069_1692732655_n

14509431_1131486790269397_1123224256_n

14516551_1131461610271915_2981892230132806897_n

цитата3

14518257_1131531033598306_535434555_n

14518270_1131531593598250_1733892069_n

14518296_1131471436937599_787813607_n

14518296_1131532090264867_1982153460_n

цитата4

14518463_1131532193598190_324929347_n

14518546_1131531130264963_53713746_n

14518648_1131531610264915_483758096_n

цитата5

14518681_1131531746931568_495671811_n

14518685_1131487190269357_823361342_n

14518728_1131482833603126_570737302_n

14520449_1131461660271910_5244716401967053679_n

Фото: Алекс Астапенка


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »