Вера Кульшицкая: «На первом месте — концепт, идея, смысл»

Вера Кульшицкая — российский дизайнер, чей взгляд направлен на открытие новых горизонтов и того, что в моде пока еще — terra incognita. Представляем эксклюзивное интервью для Salon375: о поиске, вдохновении и границах утилитарности, которых, на самом деле, не существует.

Текст: Ирина Жукова

image1

— О вас не слишком-то много информации в русскоязычном сегменте Интернета, хотя вы сотрудничаете со многими заметными и знаковыми людьми российской культуры. Почему так?

— Прошло совсем мало времени после окончания моего обучения, в течение которого я пытаюсь определить, в каком направлении мне построить свою работу. Я пробовала себя в качестве дизайнера, создав подиумную коллекцию женской одежды ready-to-wear для другой марки, затем сделала промышленную коллекцию одежды для девочек, которую выпустили большим тиражом, пробовала делать индивидуальные вещи, создавала эксклюзивные кутюрные произведения с применением новых технологий в работе с материалами. В итоге я пришла к пониманию того, что мне действительно нравится и чему хотелось бы посвятить все свое время и силы. Определить для себя, кто ты есть и что именно ты хочешь делать, — продолжительный процесс. Но только после этого, на мой взгляд, можно правильно говорить о том, что ты создаешь. Я никуда не спешу, в этой профессии я всерьез и надолго.

1Кульшицкая_1

— Платье из бумаги, которое вы сделали для Кети Топурия, – это эпатаж, исследование возможностей неконвенциональных материалов, что-то еще?

— На сегодняшний день мы сделали для Кети уже несколько работ. Если говорить о платье из квадратиков, запечатанных в ткань, — это один из первых проектов в рамках обучения в British Higher School of Art & Design. Проект назывался Structural Texture, по брифу нужно было поработать со структурой поверхности. Я экспериментировала со склеиванием слоев материала, запечатывала различные формы в ткань. «Квадратичное» платье — результат удачного эксперимента. Кети примерила эту работу и попросила сделать для нее что-то подобное.

— Как вы считаете, можно ли такие материалы использовать для повседневной, не только сценической одежды?

— Недавно я была на лекции Bradly Dunn, директора Iris Van Herpen — дизайнера, чьи работы, на мой взгляд, впереди планеты всей в плане новых технологий и использования их в искусстве. Он сказал интересную вещь: носить можно любой материал, абсолютно что угодно. Важен функционал и то, для чего вы это делаете. Это, опять же, к вопросу самоопределения и целеполагания. Все материалы и техники, которые я использую, возможно использовать для повседневной жизни либо для специальных случаев, но каких-то совершенно неносибельных экспонатов я пока не создала.

3Кульшицкая_1

— В вашем инстаграм-профиле достаточно фото, чтобы понять: вы используете какие-то совершенно сумасшедшие техники создания одежды, но сложно понять, что они собою представляют. Можете вкратце рассказать, что, как, из чего вы создаете свои art-clothes?

— Я люблю работать с техническими тканями и материалами, не предназначенными для создания одежды. Использую в обработке лазерную резку, пробую 3D-печать. Часто работаю с пластиком, материалами с инновационными покрытиями. Хотя натуральные материалы и традиционные техники тоже очень уважаю: в сочетании с инновациями они работают очень современно.

6 Кульшицкая _1

— Ваша страсть к инновациям понятна: вы получили образование в Великобритании, а это, как правило, задает именно такой вектор. Насколько сильно повлияло на вас обучение в British Higher School of Art & Design? Что запомнилось более всего?

— Запомнились ночи перед дедлайном: как бы много мы ни трудились в течение всего проекта, в ночь перед сдачей никто не спал. Приходилось очень много работать: ритм сумасшедший и многие его не выдерживали. Вначале нас было 20, до показа выпускных коллекций дошло 6 человек. Сейчас я преподаю в Британке — курс Fashion Textile на программе британского образования Pre-foundation. Время, проведенное со студентами, для меня очень ценно: я поняла очень многое о процессе дизайна, обучая этому других людей.

— На шлейф для платья оперной певицы Хиблы Герзмавы ушло пять метров ткани – и получилась нереальный, виртуозно исполненный образ. Должно быть, помимо интеллектуальной составляющей работы, это еще и тяжелый физический труд?

— Конечно, все это большой труд. Несколько человек расшивали шлейф много дней, кроме того, платье достаточно тяжелое по весу. Но это все не важно, главное результат: когда Хибла выходит в этом платье на лучшие сцены и исполняет самые красивые произведения всех времен — это настоящее удовольствие, и это стоило всех приложенных усилий.

— Мы знаем, что многие люди созидания не любят ярлыки и определения, но спросим, поскольку считаем это важным для остальных – для лучшего понимания того или иного дизайнерского мышления. Вы – концептуальный дизайнер? Или охарактеризовали бы себя как-то иначе?

— Для меня концепция определяет все. Это самая сложная часть проекта — формулирование концепта. Когда становится ясно, что ты создаешь, конструкция, цветовая гамма, текстуры, силуэт — все находится само собой и складывается в нужных пропорциях в коллекцию. Важна глубокая проработка темы, развитие первоначальных идей и множество экспериментов. Но на первом месте — концепт, идея, смысл.

unnamed (1)

— В вашем дизайне заметно сильное фантазийное влияние, хотя сейчас все, напротив, идет, к определенному упрощению, даже униформенности одежды. Это ваша принципиальная позиция, вам скучно в узком поле заданных трендов?

— Я не слежу за трендами, мне кажется, это надуманное понятие, вторичное: дизайнеры «овеществили» то, что витает в воздухе — вот вам и тренд, а завтра будет другой. О трендах подумает стилист, который будет работать с моей коллекцией, когда она уже создана, чтобы презентовать ее наилучшим образом.

Сложные вещи у меня получаются лучше, и мне кажется, это скорее хорошо, чем плохо. Сложную вещь всегда можно упростить, взять несколько деталей и использовать в повседневной одежде.

Inspiration Kulshitskaya 1

Inspiration Kulshitskaya 2

Inspiration Kulshitskaya 3

Inspiration Kulshitskaya 5

— Что думаете о сильном крене в сторону гендерной амбивалентности, одежде, подходящей и мужчинам, и женщинам? Нужно ли разграничивать гардероб на женский и мужской или это уже уходящая натура, архаизм?

— Я никак к этому не отношусь, не вижу в этом проблемы. Уже 30 лет в моде присутствует унисекс, каждый выбирает то, что ему ближе и это прекрасно. Повторюсь, для меня все определяет концепция: в проекте «Аномалия», например, я исследовала все аномальные явления, которые встречаются в мире. Для съемки финального платья я выбрала модель-мужчину, который выглядел абсолютно как женщина. Он ничего с собой не делал, просто такой вот человек. Аномалия. В итоге получился очень интересный образ.

unnamed

— Если попытаться спрогнозировать, что ждет нас в моде в ближайшие пять лет?

— Думаю, одежда станет чуть более технологичной в плане инновационных материалов, они будут все шире использоваться.

— Как изменились вы за время работы над собственным брендом? И, как считаете, какие изменения вас ждут в дальнейшем?

— Я не работаю над брендом: я живу свою жизнь и занимаюсь каждый день любимым делом. Мне кажется, бренд — это многолетняя большая история: «Шанель» — это бренд, или «Живанши» — большой завод по производству десятка коллекций в год. Об этом рано говорить, и я совсем не уверена, что мне бы хотелось таких масштабов.

Пока это все для меня очень личное: каждый проект глубоко замешан на личных переживаниях. Каждую вещь я создаю своими руками, со мной работают только люди, которые технически собирают вещь вместе со мной. Я люблю весь процесс и считаю, что дизайнер должен уметь сделать все от начала и до конца сам. Это называется профессионализмом.

Сейчас я начала размышлять над новой коллекцией. Обожаю эти моменты открытий и озарений, когда находится что-то уникальное в огромном количестве информации, которую приходится прорабатывать, собирать это по крупинкам и затем воплощать в реальность. Хотя, конечно, времени катастрофически не хватает, и скоро придется подумать о том, как это все масштабировать и делегировать, но пока я справляюсь.

11215198_1048547705212304_6925758331662316027_n


Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »